Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 11:23

МБДОУ "Солнышко" с.Уран Сорочинского района

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Скоро в школу

Критерии готовности ребенка к обучению в школе.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
•         состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);
•         как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
•         цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
•         знаки +, -, =, >, <;
•         название текущего месяца, последовательность дней недели;
Он должен уметь:
•         называть числа в прямом и обратном порядке;
•         соотносить цифру и число предметов;
•         составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
•         пользоваться знаками арифметических действий;
•         измерять длину предметов с помощью условной меры;
•         составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
•         делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
•         ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:
•         строить сложные предложения разных видов;
•         составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
•         находить слова с определенным звуком;
•         определять место звука в слове;
•         составлять предложения из 3-4 слов;
•         членить простые предложения на слова;
•         членить слова на слоги (части);
•         различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
•         самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.
В области представлений об окружающем мире:
•         уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
•         иметь представление о сезонных явлениях природы;
•         знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
1. Социально-психологическая готовность к школе:
•         учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
•         умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
•         умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
•         развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
•         пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
•         координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
•         развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
•         развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
•         развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
 Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?
1.      Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
2.      Умение употреблять разные части речи точно по смыслу;
3.      Умение использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
4.      Умение отвечать на вопросы и задавать их;
5.      Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов;
6.      Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);
7.      Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуто, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).
 С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.
Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.
Какова продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях?
Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.
Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.
Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе?
1. Развитие мелких мышц руки:
•         работа с конструкторами разного типа;
•         работа с ножницами, пластилином;
•         рисование в альбомах (карандашами, красками).
2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).
Вы хотите лучше понять особенности своего ребенка?
Попытайтесь ответить себе на следующие вопросы:
1.      Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
2.      Есть ли у ребенка друзья?
3.      Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
4.      Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
5.      Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?
При выборе типа образовательного учреждения (гимназия, школа с углубленным изучением иностранного языка и др.) руководствуйтесь прежде всего интересами Вашего ребенка, учитывайте психофизиологические, интелектуальные способности и состояние его здоровья.



Рекомендации родителям дошкольника.
Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.
1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.
2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д....
6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном....
7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы........
8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.
9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.
12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.
15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.
   

Готовимся к школе.
 Очень скоро ваш ребенок пойдет в школу. Как хочется, чтобы он был успешен, чтобы все у него ладилось: и с учебой и с одноклассниками, да и чтоб учительница любила его как родного. Ради этого мы готовы на все. Мы учим малыша читать, рассказываем про солнечную систему, считаем все, что только можно сосчитать. Достаточно ли этого? Можно ли быть уверенным, что читающий, считающий, и знающий названия всех давно вымерших динозавров ребенок будет успешным в школе? К сожалению, нет. Помимо интеллектуальной готовности (читать, считать, общей осведомленности), готовность к школе включает в себя и другие, очень важные характеристики, отсутствие которых может очень усложнить жизнь ребенка в школе:
•    самостоятельность,
•    адекватная самооценка,
•    умение планировать и контролировать свою деятельность,
•    хорошая пространственно-временная ориентировка,
•    крепкое физическое здоровье,
•    умение общаться с детьми и взрослыми,
•    высокая познавательная активность,
•    преобладание учебных мотивов над игровыми.
Вот перечень важнейших характеристик, от которых зависит будет ребенок успешным в школе или нет. Рассмотрим более подробно важнейшие из вышеперечисленных характеристик.
Хорошо подготовленный к школе ребенок должен уметь планировать свою деятельность.
•    Если ребенок может поставить цель и достигнуть ее — мы будем говорить о высоком уровне планирования.
•    Если малыш, поставив цель, осуществит ее лишь частично,— это средний уровень планирования.
•    Если действия ребенка абсолютно не соответствуют поставленной цели или ребенок действует хаотично, совершенно не пытаясь достигнуть цель, мы имеем дело с низким уровнем развития данного качества.
Очень важная характеристика готовности к школе — это умение контролировать результат своих действий.
•    Если ребенок может самостоятельно сравнить результат своих действий с поставленной ранее целью, можно считать, что у него высокий уровень контроля.
•    Если ребенку удается это только частично, при участии взрослых, можно говорить о среднем уровне развития функции контроля,
•    Если ребенок абсолютно не способен соотнести свои результаты с поставленной задачей — это низкий уровень развития контроля.
Мотивация учения, как стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и их использование — обязательное условие готовности ребенка к школе.
•    При низком уровне развития данной характеристики малыш ориентируется только на непосредственно доступные органам чувств свойства предметов.
•    Если ребенок стремится использовать некоторые обобщенные свойства окружающего мира, мы констатируем средний уровень развития мотивации учения.
•    При высоком уровне развития учебной мотивации у ребенка наблюдается явное стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, определять закономерности и использовать их в своей деятельности.
Рассматривая уровень развития мышления, мы должны иметь в виду следующее.
•    Высокий уровень развития интеллекта характеризуется умением слушать другого человека, выполнять такие логические операции, как анализ, обобщение, сравнения, классификация словесных понятий.
•    При среднем уровне развития интеллекта, операции сравнения и обобщения выполняются без ошибок, а более сложные операции: анализ, синтез, абстракция и конкретизация — с ошибками.
•    Ребенок с низким уровнем демонстрирует явное отсутствие умения слушать другого человека, допускает многочисленные ошибки в выполнении логических операций, как простых, так и более сложных.

Мы предлагаем Вам на некоторое время стать психологами для своего ребенка и постараться выяснить насколько ребенок готов к школе, определить его сильные и слабые (если таковые имеются) стороны. Все, что в «плюсе» будет являться источником уверенности и поможет компенсировать то, что в «минусе». А над «минусами» есть время поработать.
Для диагностики мы будем использовать тестовые задания. Тест — система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества.
Итак, вы готовы? Тогда за дело.
Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы:
•    Как тебя зовут?
•    Сколько тебе лет?
•    Как зовут твоих родителей?
•    Где они работают и кем?
•    Как называется город, в котором ты живёшь?
•    Какая река протекает в нашем городе?
•    Назови свой домашний адрес.
•    Есть ли у тебя сестра, брат?
•    Сколько ей (ему) лет?
•    На сколько она (он) младше (старше) тебя?
•    Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
•    В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
•    Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
•    Сколько времён года ты знаешь?
•    Сколько месяцев в году и как они называются?
•    Где правая (левая) рука?
•    Прочти стихотворение.
Знания математики:
•    счёт до 10 (20) и обратно
•    сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
•    решение задач на сложение и вычитание
Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:
•    Хочешь ли ты пойти в школу?
•    Зачем нужно ходить в школу?
•    Чем ты будешь заниматься в школе?
•    Что такое уроки? Чем на них занимаются?
•    Как нужно вести себя на уроках в школе?
•    Что такое домашнее задание?
•    Зачем нужно выполнять домашнее задание?
•    Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?


Портрет будущего первоклассника
•    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
•    Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
•    Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
•    Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
•    Способный  управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
•    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
•    Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
•    Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.


 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz