Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Учебный планУЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» с.Уран Сорочинского района Оренбургской области»
на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Учебный план МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Уран» , внедряющего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяет объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной непосредственно образовательной деятельности реализуемых в организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей и режимных моментах, это «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура».
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 28, 29, 32) в структуре учебного плана МБДОУ выделены две части: инвариантная и вариативная. Инвариантная часть реализует обязательную часть основной общеобразовательной программы МБДОУ. Вариативная часть учитывает условия МБДОУ, интересы и особенности воспитанников, запросы родителей. Обе части учебного плана реализуются во взаимодействии друг с другом, органично дополняя друг друга, и направлены на всестороннее физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие детей.
Содержание учебного плана включает в себя совокупность 10 образовательных областей: "Физическая культура", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка", Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", реализуемым в организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, режимных моментах и обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
При составлении учебного плана мы учитывали следующие принципы:
· принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
· принцип научной обоснованности образовательного процесса.
· Принцип практической применимости педагогических подходов.
· принцип полноты, необходимости и достаточности содержания
· принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
· принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
· комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
· принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
· построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.
· Принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками
При составлении обязательной части учебного плана мы опирались на программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, (2-е издание дополненное и обновленное 2011 г.).
Непрерывная непосредственно организованная образовательная деятельность планируется по возрастным группам с учетом санитарных норм. Опираясь на СаНПиН –2.4.1.2660-10 года (с изменениями №1 от 20.12.2010 №164), мы учитывали максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки при включении реализации дополнительных образовательных услуг.
- для детей I младшей группы – 1,5 часа в неделю; продолжительность нод – не более 10 мин
- для детей II младшей группы – 2 часа 45 минут в неделю; продолжительность нод – не более 15 мин
- для детей средней группы – 4 часа в неделю; продолжительность нод не более20 мин
- для детей старшей группы – 6 часов 15 минут в неделю; продолжительность нод не более25 мин
- для детей подготовительной группы –8 часов 30 минут в неделю; продолжительность нод не более 30 мин . В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
На данный момент в ДОУ функционируют следующие группы:
- I младшая группа - 1 гр.
- Старшая группа – 1 гр
.
Организация образовательного процесса в ДОУ регламентируется учебным планом и годовым планом.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Музыка", входят в расписание непрерывной образовательной деятельности. Они реализуются в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, а образовательные области - "Здоровье", "Безопасность", "Чтение художественной литературы",Социализация и "Труд" - реализуются во всех видах деятельности, и отражены в календарном планирование.
Каждой образовательной области соответствуют различные виды деятельности, название и содержание которых определяются примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования (основной) «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, (2-е издание дополненное и обновленное 2011 г.) и следующими парциальными программами:
· «Безопасность» Н.Н. Авдеева; О.Л. Князева; Р.Б. Стеркина;
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи
- Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельность в детском саду.
- Николаева С.Н. «Программа экологического воспитания дошкольников», 1995 г.
Учебный план ДОУ является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем образовательного времени.
К образовательным областям относятся:
- «Познание»:
- «Коммуникация»:
- «Чтение художественной литературы»:
- «Социализация»:
- «Труд»:
- «Безопасность»:
- «Музыка»:
- «Физическая культура»:
- «Здоровье»
- « Художественное Творчество»
|
1.
|
Базовая часть (инвариантная) федеральный компонент
|
|
|
1.1.
|
Познавательно-речевое направление развития
|
|
|
образовательные области
|
1 младшая группа
|
|
средняя группа
|
|
подгот.
к школе
группа
|
|
|
подгот.
к школе группа
|
Познание
|
10 мин
|
1
|
40 мин
|
2
|
120 мин
|
4
|
3,5
|
Коммуникация
|
20 мин
|
2
|
10 мин
|
0,5
|
30 мин
|
1
|
|
1
|
Чтение художественной литературы
|
|
|
10 мин
|
0,5
|
30 мин
|
1
|
1
|
1.2
|
Социально-личностное направление развития
|
|
|
|
|
Социализация
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
|
Труд
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
|
Безопасность
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
0,25
|
|
1.3
|
Художественно-эстетическое направление развития
|
|
|
|
Музыка
|
20 мин
|
2
|
40 мин
|
2
|
60 мин
|
2
|
|
2
|
2
|
|
Художественное творчество
|
20 мин
|
2
|
40 мин
|
2
|
90 мин
|
3
|
3
|
3
|
|
1.4
|
Физическое направление развития
|
|
|
|
|
Здоровье
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
-
|
|
Физическая культура
|
30 мин
|
3
|
60 мин
|
3
|
90 мин
|
3
|
3
|
|
|
ИТОГО:
|
100 мин
|
10
|
200 мин
|
10
|
420 мин
|
14
|
14
|
|
2.
|
Вариативная часть
|
1 младшая группа
|
-
|
средняя группа
|
|
подгот.
к школе
гр.
|
|
подгот.
к школе группа
|
|
2.1.
|
Детские объединения по интересам
|
0
|
-
|
20
|
1
|
60
|
2
|
2
|
|
|
ВСЕГО (СанПин)
|
100
мин
|
10
|
220мин
|
11
|
480мин
|
16
|
17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Режим дня скорректирован с учетом работы МБДОУ и предусматривает:
- 10-часовое пребывание детей в детском саду;
- рациональную продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности.
- отдых детей в течение суток.
- соответствие возрастным и психофизическим особенностям детей;
- опору на индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.);
- ежедневное чтение художественной и познавательной литературы родной и зарубежных стран;
- определение времени сна и прогулки, строгое соблюдение интервалов между непрерывной образовательной деятельностью и приемами пищи для каждой возрастной группы;
- наличие целесообразного соотношения организованной образовательной деятельности, дополнительного образования и самостоятельной деятельности детей, двигательной и интеллектуальной активности дошкольников, соблюдение объема учебной нагрузки.
Новые ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования, а именно:
- учебный блок заменяется на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;
- увеличивается объем совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности;
Совместная деятельность взрослого и детей
|
Самостоятельная деятельность детей
|
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности
|
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
|
|
|
|
|
- изменяется содержание понятий «совместная деятельность взрослого и детей» и «непосредственно образовательная деятельность».
В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь, назовем игру, как ведущую деятельность детей дошкольников. А также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника.
Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.
С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.
В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в детском саду. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми:
Детская деятельность
|
Формы работы
|
Двигательная
|
- Подвижные дидактические игры
- Подвижные игры с правилами
- Игровые упражнения
- Соревнования
|
Игровая
|
- Сюжетные игры
- Игры с правилами
|
Продуктивная
|
- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
- Реализация проектов
|
Коммуникативная
|
- Беседа
- Ситуативный разговор
- Речевая ситуация
- Составление и отгадывание загадок
- Сюжетные игры
- Игры с правилами
|
Трудовая
|
- Совместные действия
- Дежурство
- Поручения
- Задания
- Реализация проекта
|
Познавательно-исследовательская
|
- Наблюдение
- Экскурсия
- Решение проблемных ситуаций
- Экспериментирование
- Коллекционирование
- Моделирование
- Реализация проекта
- Игры с правилами
|
Музыкально-художественная
|
- Слушание
- Исполнение
- Импровизация
- Экспериментирование
- Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
- Музыкально-дидактические игры
|
Чтение художественной литературы
|
- Чтение
- Обсуждение
- Разучивание
|
Учебный план организованной образовательной деятельности
Первая младшая группа
Базовая образовательная область
|
Периодичность
|
Интеграция образоват. областей
|
Физическая культура
|
3 раза в неделю
|
«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка»
|
Познание.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
|
1 раз в неделю
|
«Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд»
|
Коммуникация
|
1 раз в неделю
|
«Труд», «Художественное творчество»
|
Чтение художественной литературы
|
1 раз в неделю
|
«Социализация», «Коммуникация», «Музыка»
|
Художественное творчество
|
1 раз в неделю
1 раз в неделю
|
«Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Труд»
|
Музыка
|
2 раза в неделю
|
«Физическая культура», « Коммуникация», «Художественное тврчество», «Познание»
|
Старшая группа
Базовая образовательная область
|
Периодичность
|
Интеграция образоват. областей
|
Физическая культура
|
3 раза в неделю
|
«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд»
|
Познание.
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность
|
1 раз в неделю
|
«Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд»,»Познание» (ФЭМП)
|
Познание.
Формирование элементарных математических представлений
|
1 раз в неделю
|
«Познание» (познавательно-исследовательская д-ть, сенсорное развитие, конструкивная д-ть), «Социализация», «Труд», «Коммуникация»
|
Познание.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
|
1 раз в неделю
|
«Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Труд»
|
Коммуникация
|
2 раза в неделю
|
«Чтение художественной литературы», «Труд»,
«Художественное творчество»
|
Художественное творчество
- Рисование
- Лепка
- Аппликация
|
2 раза в неделю
1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели
|
«Художественное творчество» «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Музыка»
|
Музыка
|
2 раза в неделю
|
«Физическая культура»,
« Коммуникация», «Художественное тврчество», «Познание»
|
Подготовительная к школе группа
Базовая образовательная область
|
Периодичность
|
Интеграция образоват. областей
|
Физическая культура
|
3 раза в неделю
|
«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд»
|
Познание.
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность
|
1 раз в неделю
|
«Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд»,»Познание» (ФЭМП)
|
Познание.
Формирование элементарных математических представлений
|
2 раза в неделю
|
«Познание» (познавательно-исследовательская д-ть, сенсорное развитие, конструкивная д-ть), «Социализация», «Труд», «Коммуникация»
|
Познание.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
|
1 раз в неделю
|
«Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Труд»
|
Коммуникация
|
2 раза в неделю
|
«Чтение художественной литературы», «Труд»,
«Художественное творчество»
|
Художественное творчество
- Рисование
- Лепка
- Аппликация
|
2 раза в неделю
1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели
|
«Художественное творчество»
«Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Музыка»
|
Музыка
|
2 раза в неделю
|
«Физическая культура»,
« Коммуникация», «Художественное тврчество», «Познание»
|
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
|
Базовый вид деятельности
|
периодичность
|
время
|
Интеграция образовательных областей
|
Утренняя гимнастика
|
ежедневно
|
|
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка»
|
Комплексы закаливающих процедур
|
ежедневно
|
|
«Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация»
|
Гигиенические процедуры
|
ежедневно
|
|
«Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация»
|
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов
|
ежедневно
|
|
«Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация»
|
Чтение художественной литературы
|
ежедневно
|
|
«Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка»
|
Дежурства
|
ежедневно
|
|
«Труд», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация»
|
Прогулки
|
ежедневно
|
|
«Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Коммуникация», «Познание», «Социализация»
|
Самостоятельная деятельность детей
|
Базовый вид деятельности
|
периодичность
|
время
|
Интеграция образовательных областей
|
Игра
|
ежедневно
|
|
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация» «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд» «Художественное творчество»
|
Самостоятельная деятельность детей в центрах развития
|
ежедневно
|
|
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация» «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд» «Художественное творчество»
|
Модель основного образования воспитанников МБДОУ
в области физической культуры.
Младшая подгруппа
|
время
(мин)
|
Старшая подгруппа
|
время
(мин)
|
Утренняя гимнастика
|
8
|
Утренняя гимнастика
|
10
|
Физкультурные занятия (подгрупповые)
(2-3 раза в неделю)
|
20
|
Физкультурные занятия (фронтальные и подгрупповые)
(3 раза в неделю)
|
25
|
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
(2 раза в день)
|
20-25
|
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
(2 раза в день)
|
25-30
|
Физкультурные занятия на воздухе
(1 раз в неделю)
|
20
|
Физкультурные занятия на воздухе
(1 раз в неделю)
|
25
|
Корригирующая гимнастика после сна
|
8
|
Корригирующая гимнастика после сна
|
8-10
|
Физминутки
|
5
|
Физминутки
|
7
|
«День здоровья»
|
1 раз в месяц
|
«День здоровья»
|
1 раз в месяц
|
Физкультурный досуг
(1 раз в месяц)
|
25
|
Физкультурный досуг
(1 раз в месяц)
|
30
|
Дни недели
|
Режим двигательной активности детей 4-5лет
|
время (мин)
|
Понедельник
|
Утренняя гимнастика
|
8
|
Организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке (I и II пол. дня)
|
180
|
Физминутки (3 раза в день)
|
15
|
Корригирующая гимнастика после сна
|
7
|
Организованная и самостоятельная двигательная активность детей в группе
|
50
|
Всего:
|
260
|
Вторник
|
Утренняя гимнастика
|
8
|
Организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке (I и II пол. дня)
|
180
|
Физминутки (3 раза в день)
|
15
|
Корригирующая гимнастика после сна
|
7
|
Организованная и самостоятельная двигательная активность детей в группе
|
50
|
Всего:
|
260
|
Среда
|
Утренняя гимнастика
|
8
|
Организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке (I и II пол. дня)
|
180
|
Физминутки (3 раза в день)
|
15
|
Корригирующая гимнастика после сна
|
--> |
Календарь |
---|
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
|