УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» с.Уран Сорочинского района Оренбургской области»
на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Учебный план МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Уран» , внедряющего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяет объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной непосредственно образовательной деятельности реализуемых в организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей и режимных моментах, это «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура».
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 28, 29, 32) в структуре учебного плана МБДОУ выделены две части: инвариантная и вариативная. Инвариантная часть реализует обязательную часть основной общеобразовательной программы МБДОУ. Вариативная часть учитывает условия МБДОУ, интересы и особенности воспитанников, запросы родителей. Обе части учебного плана реализуются во взаимодействии друг с другом, органично дополняя друг друга, и направлены на всестороннее физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие детей.
Содержание учебного плана включает в себя совокупность 10 образовательных областей: "Физическая культура", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка", Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", реализуемым в организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, режимных моментах и обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
При составлении учебного плана мы учитывали следующие принципы:
· принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
· принцип научной обоснованности образовательного процесса.
· Принцип практической применимости педагогических подходов.
· принцип полноты, необходимости и достаточности содержания
· принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
· принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
· комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
· принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
· построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.
· Принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками
При составлении обязательной части учебного плана мы опирались на программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, (2-е издание дополненное и обновленное 2011 г.).
Непрерывная непосредственно организованная образовательная деятельность планируется по возрастным группам с учетом санитарных норм. Опираясь на СаНПиН –2.4.1.2660-10 года (с изменениями №1 от 20.12.2010 №164), мы учитывали максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки при включении реализации дополнительных образовательных услуг.
- для детей I младшей группы – 1,5 часа в неделю; продолжительность нод – не более 10 мин
- для детей II младшей группы – 2 часа 45 минут в неделю; продолжительность нод – не более 15 мин
- для детей средней группы – 4 часа в неделю; продолжительность нод не более20 мин
- для детей старшей группы – 6 часов 15 минут в неделю; продолжительность нод не более25 мин
- для детей подготовительной группы –8 часов 30 минут в неделю; продолжительность нод не более 30 мин . В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
На данный момент в ДОУ функционируют следующие группы:
- I младшая группа - 1 гр.
- Старшая группа – 1 гр
.
Организация образовательного процесса в ДОУ регламентируется учебным планом и годовым планом.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Музыка", входят в расписание непрерывной образовательной деятельности. Они реализуются в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, а образовательные области - "Здоровье", "Безопасность", "Чтение художественной литературы",Социализация и "Труд" - реализуются во всех видах деятельности, и отражены в календарном планирование.
Каждой образовательной области соответствуют различные виды деятельности, название и содержание которых определяются примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования (основной) «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, (2-е издание дополненное и обновленное 2011 г.) и следующими парциальными программами:
· «Безопасность» Н.Н. Авдеева; О.Л. Князева; Р.Б. Стеркина;
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи
- Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельность в детском саду.
- Николаева С.Н. «Программа экологического воспитания дошкольников», 1995 г.
Учебный план ДОУ является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем образовательного времени.
К образовательным областям относятся:
- «Познание»:
- «Коммуникация»:
- «Чтение художественной литературы»:
- «Социализация»:
- «Труд»:
- «Безопасность»:
- «Музыка»:
- «Физическая культура»:
- «Здоровье»
- « Художественное Творчество»
|
1. |
Базовая часть (инвариантная) федеральный компонент
|
|
|
||||||||||
1.1. |
Познавательно-речевое направление развития |
|
||||||||||||
|
образовательные области
|
1 младшая группа |
|
средняя группа |
|
подгот. к школе группа |
|
|
подгот. к школе группа |
|||||
Познание |
10 мин |
1 |
40 мин |
2 |
120 мин |
4 |
3,5 |
|||||||
Коммуникация |
20 мин |
2 |
10 мин |
0,5 |
30 мин |
1 |
|
1 |
||||||
Чтение художественной литературы |
|
10 мин |
0,5 |
30 мин |
1 |
1
|
||||||||
1.2 |
Социально-личностное направление развития |
|
|
|
||||||||||
|
Социализация |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|||||
Труд |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
||||||
Безопасность |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
0,25 |
|
|||||
1.3 |
Художественно-эстетическое направление развития |
|
|
|||||||||||
|
Музыка
|
20 мин |
2 |
40 мин |
2 |
60 мин |
2 |
|
2 |
2 |
|
|||
Художественное творчество |
20 мин |
2 |
40 мин |
2 |
90 мин |
3 |
3 |
3 |
|
|||||
1.4 |
Физическое направление развития
|
|
|
|
||||||||||
|
Здоровье
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- |
|
||||
Физическая культура
|
30 мин |
3 |
60 мин |
3 |
90 мин |
3 |
3 |
|
||||||
|
ИТОГО: |
100 мин |
10 |
200 мин |
10 |
420 мин |
14 |
14 |
|
|||||
2. |
Вариативная часть
|
1 младшая группа |
- |
средняя группа |
|
подгот. к школе гр. |
|
подгот. к школе группа |
|
|||||
2.1. |
Детские объединения по интересам |
0 |
- |
20 |
1 |
60
|
2
|
2
|
|
|||||
|
ВСЕГО (СанПин) |
100 мин |
10 |
220мин |
11 |
480мин |
16 |
17 |
|
|||||
Режим дня скорректирован с учетом работы МБДОУ и предусматривает:
- 10-часовое пребывание детей в детском саду;
- рациональную продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности.
- отдых детей в течение суток.
- соответствие возрастным и психофизическим особенностям детей;
- опору на индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.);
- ежедневное чтение художественной и познавательной литературы родной и зарубежных стран;
- определение времени сна и прогулки, строгое соблюдение интервалов между непрерывной образовательной деятельностью и приемами пищи для каждой возрастной группы;
- наличие целесообразного соотношения организованной образовательной деятельности, дополнительного образования и самостоятельной деятельности детей, двигательной и интеллектуальной активности дошкольников, соблюдение объема учебной нагрузки.
Новые ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования, а именно:
- учебный блок заменяется на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;
- увеличивается объем совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности;
Совместная деятельность взрослого и детей |
Самостоятельная деятельность детей |
|
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
|
- изменяется содержание понятий «совместная деятельность взрослого и детей» и «непосредственно образовательная деятельность».
В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь, назовем игру, как ведущую деятельность детей дошкольников. А также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника.
Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.
С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.
В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в детском саду. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми:
Детская деятельность |
Формы работы |
Двигательная |
- Подвижные дидактические игры - Подвижные игры с правилами - Игровые упражнения - Соревнования |
Игровая |
- Сюжетные игры - Игры с правилами |
Продуктивная |
- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества - Реализация проектов |
Коммуникативная |
- Беседа - Ситуативный разговор - Речевая ситуация - Составление и отгадывание загадок - Сюжетные игры - Игры с правилами |
Трудовая |
- Совместные действия - Дежурство - Поручения - Задания - Реализация проекта |
Познавательно-исследовательская |
- Наблюдение - Экскурсия - Решение проблемных ситуаций - Экспериментирование - Коллекционирование - Моделирование - Реализация проекта - Игры с правилами |
Музыкально-художественная |
- Слушание - Исполнение - Импровизация - Экспериментирование - Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) - Музыкально-дидактические игры |
Чтение художественной литературы |
- Чтение - Обсуждение - Разучивание |
Учебный план организованной образовательной деятельности
Первая младшая группа
Базовая образовательная область |
Периодичность |
Интеграция образоват. областей |
Физическая культура |
3 раза в неделю |
«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка» |
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора |
1 раз в неделю |
«Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд» |
Коммуникация |
1 раз в неделю |
«Труд», «Художественное творчество» |
Чтение художественной литературы |
1 раз в неделю |
«Социализация», «Коммуникация», «Музыка» |
Художественное творчество
|
1 раз в неделю 1 раз в неделю |
«Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Труд» |
Музыка |
2 раза в неделю |
«Физическая культура», « Коммуникация», «Художественное тврчество», «Познание» |
Старшая группа
Базовая образовательная область |
Периодичность |
Интеграция образоват. областей |
Физическая культура |
3 раза в неделю |
«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд» |
Познание. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность |
1 раз в неделю |
«Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд»,»Познание» (ФЭМП) |
Познание. Формирование элементарных математических представлений |
1 раз в неделю |
«Познание» (познавательно-исследовательская д-ть, сенсорное развитие, конструкивная д-ть), «Социализация», «Труд», «Коммуникация» |
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора |
1 раз в неделю |
«Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Труд» |
Коммуникация |
2 раза в неделю |
«Чтение художественной литературы», «Труд», «Художественное творчество» |
Художественное творчество
|
2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели |
«Художественное творчество» «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Музыка» |
Музыка |
2 раза в неделю |
«Физическая культура», « Коммуникация», «Художественное тврчество», «Познание» |
Подготовительная к школе группа
Базовая образовательная область |
Периодичность |
Интеграция образоват. областей |
Физическая культура |
3 раза в неделю |
«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд» |
Познание. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность |
1 раз в неделю |
«Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд»,»Познание» (ФЭМП) |
Познание. Формирование элементарных математических представлений |
2 раза в неделю |
«Познание» (познавательно-исследовательская д-ть, сенсорное развитие, конструкивная д-ть), «Социализация», «Труд», «Коммуникация» |
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора |
1 раз в неделю |
«Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Труд» |
Коммуникация
|
2 раза в неделю |
«Чтение художественной литературы», «Труд», «Художественное творчество» |
Художественное творчество
|
2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели |
«Художественное творчество» «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Музыка» |
Музыка |
2 раза в неделю |
«Физическая культура», « Коммуникация», «Художественное тврчество», «Познание» |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
|
|||
Базовый вид деятельности |
периодичность |
время |
Интеграция образовательных областей |
Утренняя гимнастика |
ежедневно |
|
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка» |
Комплексы закаливающих процедур |
ежедневно |
|
«Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация» |
Гигиенические процедуры |
ежедневно |
|
«Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация» |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов |
ежедневно |
|
«Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация» |
Чтение художественной литературы |
ежедневно |
|
«Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» |
Дежурства |
ежедневно |
|
«Труд», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация» |
Прогулки |
ежедневно |
|
«Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Коммуникация», «Познание», «Социализация» |
Самостоятельная деятельность детей
|
|||
Базовый вид деятельности |
периодичность |
время |
Интеграция образовательных областей |
Игра |
ежедневно |
|
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация» «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд» «Художественное творчество» |
Самостоятельная деятельность детей в центрах развития |
ежедневно |
|
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация» «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд» «Художественное творчество» |
Модель основного образования воспитанников МБДОУ
в области физической культуры.
Младшая подгруппа |
время (мин) |
Старшая подгруппа |
время (мин) |
Утренняя гимнастика |
8 |
Утренняя гимнастика |
10 |
Физкультурные занятия (подгрупповые) (2-3 раза в неделю) |
20 |
Физкультурные занятия (фронтальные и подгрупповые) (3 раза в неделю) |
25 |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (2 раза в день) |
20-25 |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (2 раза в день) |
25-30 |
Физкультурные занятия на воздухе (1 раз в неделю) |
20 |
Физкультурные занятия на воздухе (1 раз в неделю) |
25 |
Корригирующая гимнастика после сна |
8 |
Корригирующая гимнастика после сна |
8-10 |
Физминутки |
5 |
Физминутки |
7 |
«День здоровья» |
1 раз в месяц |
«День здоровья» |
1 раз в месяц |
Физкультурный досуг (1 раз в месяц) |
25 |
Физкультурный досуг (1 раз в месяц) |
30 |
Дни недели |
Режим двигательной активности детей 4-5лет |
время (мин) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понедельник |
Утренняя гимнастика |
8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке (I и II пол. дня) |
180 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутки (3 раза в день) |
15 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корригирующая гимнастика после сна |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организованная и самостоятельная двигательная активность детей в группе |
50 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего: |
260 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вторник |
Утренняя гимнастика |
8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке (I и II пол. дня) |
180 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутки (3 раза в день) |
15 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корригирующая гимнастика после сна |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организованная и самостоятельная двигательная активность детей в группе |
50 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего: |
260 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Среда |
Утренняя гимнастика |
8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке (I и II пол. дня) |
180 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутки (3 раза в день) |
15 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корригирующая гимнастика после сна |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |